В настоящее время вопросы нравственного воспитания приобретают важнейшее значение. Социально-политические и экономические изменения, произошедшие в Республике Беларусь, затронули идеологию общества, его ценности, нормы и моральную сферу, смяты многие нравственные ориентиры; оно остро нуждается в подготовке широкообразованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и положительными чертами личности. Показатели современной жизни - новейшие технологии, ускорение темпа жизни, приводят к пересмотру традиционных взглядов на мораль и распространению ситуационной, вариативной морали. В общей системе разностороннего развития личности большую роль играет нравственное воспитание.
Одним из важнейших факторов формирования личности является семья. Именно семья дает ребенку первый жизненный опыт, закладывает основы характера и морального облика. То, что привито человеку в детстве, так или иначе, сказывается на протяжении всей его жизни.
Семья создает личность ребенка своим стилем жизни, направляет его развитие характером взаимоотношений между супругами, между старшим и младшим поколением, а также различными педагогическими средствами, применяемыми для достижения определенных воспитательных целей.
Проблема воспитания детей в семье - сложная и многогранная. Воспитание готовит человека к жизни и труду, передает ему производственно-трудовой опыт и духовные богатства, накопленные человечеством. Нравственное воспитание формирует у подрастающего поколения взгляды и убеждения, укрепляет волю и характер человека, сопутствует нравственному становлению личности.
Нравственное становление личности - сложный и противоречивый процесс. Это и усвоение исторически сложившихся понятий в области нравственности современного общества, и достижение высокого уровня самоконтроля.
Нравственное воспитание ребенка начинается рано, с дошкольного возраста, когда закладываются первые привычки поведения у детей. Основы нравственности закладываются, прежде всего, в семье. Именно в семье приобретаются первые знания и понятия о жизни, людях, их взаимоотношениях друг с другом. В семье, с первых лет своей жизни дети знакомятся с социально-нравственными ценностями, получают информацию о событиях, происходящих в окружающем мире, узнают их оценку из уст родителей и старших.
Семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребенка. Лучшие человеческие качества дети приобретают, опираясь на личный пример родителей, их труд, знания и моральный облик.
Для возникновения нравственной потребности ребенка необходима моральная среда. Такой средой должно быть любящее семейное окружение. Ребенок, еще не умея говорить, не осознавая речь взрослых, уже интуитивно понимает моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь - хороший и обязательный фон для формирования в ребенке нравственных потребностей. Многочисленные социологические исследования показывают, что все элементы нравственных потребностей максимально насыщены чувствами и эмоциями.
Родители являются самыми близкими людьми, и именно им предстоит помочь ребенку правильно преодолеть неизбежные противоречия между личными желаниями и общественными нуждами, между собственными нуждами и ожиданиями окружающих.
Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
Можно выделить четыре основных фактора, влияющих на нравственное воспитание детей в семье и подготовки их к самостоятельной жизни:
социальное единство семьи с целями общества, предъявление со стороны родителей высоких требований к себе, к своему труду, к своему поведению, необходимость делиться с детьми своими успехами в трудовой и общественной жизни, и вместе с тем проявлять большой интерес к успехам детей;
совместная трудовая деятельность в семье родителей и детей, разумное разделение труда между всеми членами семьи;
организация бытового уклада семьи: порядка и точности в семейном хозяйстве; планового распределения семейного бюджета, порядка хранения вещей, общего режима дня, определение, для каждого, рабочего места, места для занятий, соблюдения семейных правил.
создание благоприятных отношений в семье: участие в жизни членов семьи, взаимопонимание, дружба и уважение между старшими и младшими (дети быстро взрослеют и родителям необходимо признавать за ними право на самостоятельность, уважать их как личность).
Особое место в становлении нравственности занимает воспитательная работа с детьми 3-7 лет, потому что именно в этом возрасте закладывается ядро личности.
Нравственное поведение определяется добродетелями личности, которые являются качествами человека, выражающимися в желании делать добро и в реальных добродетельных поступках. Особый интерес к области человеческих отношений, желание их постигнуть возникает у ребенка именно на этом этапе дошкольного детства. Поэтому, столь важно для целенаправленного воспитания у дошкольника доброжелательного, отзывчивого, заботливого, то есть душевного отношения к непреходящим общечеловеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей.
Одной из проблем нравственного воспитания в современной семье является то, что ранее в традиционной семье в воспитании детей принимало участие большое количество родственников. Старшее поколение, особенно бабушки, при этом занимали особое место. Они сохраняли и передавали семейные традиции, накопленный опыт, информацию о своем роде, о ценностях и установках, что оказывало сильное влияние на духовно-нравственное развитие ребенка. В ХХ веке под влиянием индустриализации и урбанизации, произошел переход от традиционной к нуклеарной семье, где на первый план выдвигаются отношения между супругами (представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми). По мнению А.Г. Вишневского, процесс перехода к супружеской нуклеарной семье продвинулся далеко, но полностью еще не закончился, в семьях уменьшается количество детей, количество родственников, с которыми поддерживаются тесные отношения. Изменилась также и роль женщины в семье и обществе. Большинство женщин все меньше времени уделяют семье, воспитанию детей и домашнему хозяйству. Они чаще работают, стремятся реализовать себя в профессиональной деятельности. Современные бабушки также ведут активную социальную жизнь, после выхода на пенсию продолжают работать и не имеют возможности посвятить себя воспитанию внуков. Все эти изменения отражаются на развитии ребенка, прежде всего в сфере нравственности.
Другая проблема - исчезновение в поведении детей их возрастной непосредственности, что может привести, по мнению многих специалистов, к развитию черт агрессивности. Преодолеть этот кризис возможно путем взаимодействия семьи и учреждения дошкольного образования.
Третья проблема - развитие интереса детей к познанию окружающего мира. Очень важно уделять внимание доверительным беседам с ребенком, поэтому процесс совместного пребывания взрослого с детьми так важен.
Еще одна проблема - научить детей общаться, не обижать других, проявлять сочувствие и терпимость. Это также невозможно сделать без активного участия семьи. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям - прямая функция семьи.
По определению исследователей проблемы нравственного воспитания детей в семье Ш.А. Амонашвили, С.И. Варюхиной, Л.И. Божович, Е.И. Туревской, воспитательный потенциал семьи определяется рядом факторов: ее материальной и жилищно-бытовой обеспеченностью, культурно-образовательным уровнем родителей, существующим в ней морально-психологическим климатом, авторитетом и доверием к родителям, единством требований в семье.
В работах психологов А.Г. Вишневского, Д.Б. Эльконина, педагогов Ш.А. Амонашвили, Л.Г. Татарниковой и других выделены условия семейного воспитания, основанные на принципах гуманной педагогики, при которых формирование личности ребенка в семье будет успешным:
- принцип креативности, т.е. свободного развития детей, готовности к принятию новых идей;
- принцип гуманизма – признания личности в качестве абсолютной ценности, ее права на развитие, проявление своих способностей;
- принцип демократизма, основанного на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми в семье;
- принцип гражданственности, основанной на осознании места своего «Я» в обществе, чувстве долга и ответственности перед обществом и семьей;
- приоритетности общечеловеческих норм и ценностей.
Следовательно, в формировании личности ребенка огромное значение имеет семья. Именно в семье ребенок постигает первую школу жизни. Сила воздействия семьи на формирование нравственной личности исключительно велика. Основой этого влияния на ребенка является бескорыстная любовь и забота о нем в сочетании с требовательностью. Ребенок, отвечая на эту любовь и заботу, признает авторитет родителей, стремится подражать им во всем.
С учетом всех вышеперечисленных факторов можно сделать вывод, что добиться эффективности в воспитании нравственности у подрастающего поколения можно только при активном участии семьи, для успешного нравственного развития человека в глобальном плане необходимо, прежде всего, усовершенствовать институт семьи в целом и изменить отношение общества к семейным традициям.