Летний отдых - время для коррекции произношения
Лето – время совместного отдыха детей с родными. Летом ребенок получает много ярких впечатлений, больше находится на свежем воздухе, много двигается. Это время можно превратить в веселое развлечение и закрепление проделанной работы с учителем-дефектологом.
Каждая семья отдыхает по-разному.
Семьи стараются за лето отдохнуть кто на море, кто у водоемов. Разговаривайте с детьми о транспорте, который вы видите (самолет, поезд, теплоход и т.д.) и о тех, кто на нем работает. Рассматривайте детали транспорта, правильно выговаривайте слова. Все дети обожают плескаться в воде. Подбирайте прилагательные к слову вода: какая? – теплая, прохладная, ласковая, прозрачная, мутная и т.д.; море (ср. р.): какое? – синее, теплое, красивое, искристое и т.д.; камушки какие?... песок какой? солнце какое?... На песке палочкой, а лучше пальчиком пишите буквы, которые знает ребенок. Пробуйте писать слова. Ищите в этих словах гласные звуки, заменяйте их на камушки. Сидя на берегу, дети часто строят замки из песка. Придумайте сказку о том, кто в этом замке живет, что делает, что любит, с кем дружит и т.д. То, что вы придумали можно продолжить в другой обстановке, нарисовать, слепить.
Вы едете отдыхать с ребенком в деревню. Замечательно. У вас есть прекрасная возможность помочь ребенку в познании мира. Поиграйте с детьми в игру «Что растете в огороде?» В огороде растут овощи. Как их сеют, ухаживают за ними. Как потом эти растения цветут, дают плоды. Какие овощи по цвету, форме, на вкус. Что можно из них приготовить. Имея эти знания, составьте с ребенком рассказ. В саду растут фрукты. Подобно знаниям об овощах проделайте работу над фруктами. Поиграйте в игру «Кто больше назовет фруктов, овощей», «Что лишнее?». В деревне в палисаднике, на лугу растут много цветов. Выучите с детьми их названия, иногда они бывают трудными. На проговаривании названий цветов можно хорошо тренировать слоговую структуру слова. Следите, чтобы дети не упускали отдельные буквы, не переставляли слоги местами. Делите слова на слоги, прохлопывая каждый слог ладошками. В деревне у вас или у соседей найдутся домашние животные и птицы. Вспомните и тех, которых у вас нет. Знает ли ваш ребенок их детенышей? Спросите в единственном и множественном числе. Вместе с ребенком постарайтесь подробно описать животное, какие части тела у него есть. Обратите особое внимание, чем его кормят, какую пользу оно приносит. Расскажите, какие продукты делают из молока, мяса. Помогите ребенку составить описательный рассказ. Закрепите образование прилагательных от существительных (молочные, мясные), согласование числительных 2 и 5 с существительными (две коровы, пять коров), глаголы в игре «Кто как голос подает» (мычит, ржет, блеет). В деревне местные жители часто держат уток, гусей, кур, индюков. Это – замечательная тема для наблюдений, новых совместных переживаний. Расскажите ребенку все об этих домашних птицах. Вспомните, какие клички бывают у домашних животных и птиц. В лесу рассмотрите разные деревья, листья, плоды. Из листьев сделайте гербарий. Собираете грибы – вспомните названия съедобных и несъедобных. Придя домой сосчитайте их и покажите, в чем их различие. В ходе общения с ребенком можно закреплять различные грамматические формы. Собираете ягоды – не забудьте спросить, какой сок и какое варенье получатся из малины, вишни, клубники, черники, брусники и т.д. Вместе варите, раскладывая по банкам. Полезной окажется прогулка по полям и лугам. Покажите ребенку полевые цветы. А если это поле пшеничное – поговорите с ним о том, как выращивают хлеб и спросите: какие хлебобулочные изделия он знает. Понаблюдайте за различными явлениями природы и опишите их словами (гроза, радуга, закат и т.д.). Повторяйте части суток, называйте время в разных вариантах, времена года.
Если ваш отпуск проходит в городе – больше гуляйте в парках, покажите ребенку фонтаны, памятники, площади, посетите музеи, выставки. Читайте ребенку книги. Если он читает сам – пусть еще и пересказывает (небольшие рассказы, сказки).
А самое главное, где бы ни проходил ваш летний отдых, уделяйте больше времени ребенку, используйте каждую минуту, когда вы вместе. Общайтесь, играйте, учите, рассказывайте, спрашивайте, а не просто будьте рядом. Принимая к сведению эти рекомендации, сами фантазируйте, исходя из ситуации. И тогда плоды своего труда вы непременно увидите.
И еще немного рекомендаций:
- Следите за произношением детей.
Добивайтесь правильного произношения поставленных логопедом звуков. Иначе проделанная за год работа может пойти насмарку: недостаточно автоматизированные звуки могут «потеряться», и необходимо будет начинать работу по их постановке заново. Исправляйте ошибки в произношении слов сложной слоговой структуры.
- Делайте артикуляционную гимнастику.
Покажите улыбку, трубочку. Почистите язычком верхние и нижние зубки с внутренней стороны. Покрасьте «потолочек». Покачайтесь на качелях. Попрыгайте по лесенке. Поскачите на лошадке, выпейте чай из чашечки. Артикуляционные упражнения укрепят органы артикуляции, будут способствовать четкому проговариванию не до конца автоматизированных звуков.
- Развивайте мелкую моторику ребенка:
- лепите из пластилина, глины, раскрашивайте, штрихуйте, обводите по контуру;
- вырезайте ножницами разные фигуры, выполняйте аппликации;
- расстегивайте – застегивайте пуговицы, застежки-молнии, шнуруйте, завязывайте бантики.
- Продолжайте вместе с детьми читать художественные произведения, пересказывайте короткие тексты, устно сочиняйте сказки, рассказы, опираясь на личный опыт детей. В вечернее время просите детей поделиться впечатлениями об увиденном за день.
(Ребёнок плохо рисует, не проявляет интереса к рисованию или другим видам изодеятельности - это сигнал к тому, что в школе у него могут появиться проблемы).
- Для развития речевого дыхания играйте с детьми.
Наберите воды в ёмкость, положите в нее небольшие нетонущие предметы. Пусть ребенок дует на них (но не в щёки, а губами). Надувайте мыльные пузыри, дуйте на различные легкие предметы (вату, перышки, листочки и т.д.)
Выполнение всех этих рекомендаций – большой вклад в работу по формированию правильной и красивой речи, залог будущего у спешного обучения, как в детском саду, так и в школе.
Желаем вам приятного отдыха и огромных успехов!!!
Учитель-дефектолог
Левшевич Е.Ю.