Цель: повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей.
Задачи:
- донести до родителей важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник;
- познакомить родителей с некоторыми нетрадиционными техниками рисования и дать возможность проявить свое художественное творчество;
-воспитывать чувство прекрасного.
Место проведения:музыкальный зал.
Участники: родители, воспитатели.
Предварительная работа:
1. Подготовка выставки детских рисунков.
2. Подготовка презентации: «Нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста».
3. Изготовление буклетов для родителей с описанием техник нетрадиционного рисования.
Материал и оборудование: 5 столов, расставленных полукругом. На каждом столе – изобразительные материалы. Выставки книг, пособий по теме «Нетрадиционные техники рисования». Нитки, засушенные листья, шаблоны с изображением вазы, гуашь, кисти, лист А4, ватные палочки, коктельные трубочки, соль, мольберт, различные трафареты, зубные щетки, пластиковые вилки, кусочки поролона, салфетки, емкости с водой.
Вступительная часть.
Воспитатель дошкольного образования (В.д.о.): Дорогие родители, я рада приветствовать вас на нашей встрече. Для начала давайте попытаемся стать ближе друг другу.
Игра «Близкие люди»
- Все врассыпную двигаются по залу под бодрую музыку. Когда я буду хлопать в ладоши - все играющие здороваются за руку друг с другом. Опять звучит музыка - движение по залу продолжается. Если я зазвоню в колокольчик – все играющие гладят друг друга по плечу. Опять звучит музыка - играющие двигаются. Если я засвищу в свисток – все играющие трутся спинами друг о друга.
В.д.о: Я думаю, после игры вам стало намного теплее, веселее, комфортнее. А теперь попробуем «объединиться».
Игра «Давайте поздороваемся»
Родители по сигналу воспитателя начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:
- хлопок — здороваемся за руку;
- 2 хлопка — здороваемся плечами;
- 3 хлопка — здороваемся спинами. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.
Ход собрания
- Не секрет, что многие родители и мы, педагоги хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, развитых, талантливых детей. Хотели бы видеть детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах, разносторонне развитыми, словом, интересными личностями. А интересная личность - это знающий, уверенный в себе и своих способностях, постоянно развивающийся человек. В формировании такой личности немалую роль играет изобразительное искусство.
Немного – немало прошло времени, как отыскали рецепт, который помогает совершенствовать творческие способности ребенка. Это - нетрадиционные изобразительные техники.
Вы можете задать вполне закономерный вопрос: Зачем это нужно? Разрешите рассказать вам об этом в стихах:
Есть рисование обычное
Традиционное во всем.
Материалы нам привычные,
Но речь сегодня не о нем.
О способах альтернативных
Хочу немного рассказать.
Свою большую эффективность
Они успели доказать.
Занятия нетрадиционные
Включают множество идей,
Порою провокационны,
Но интересны для детей.
В них необычно сочетаются
Материал и инструмент,
И все прекрасно получается
И равнодушных точно нет!
В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка - на кончике его пальцев».
Каждый ребенок с упоением рисует все, что видит, слышит, ощущает, воображает. Как правило, творческие способности любого человека скрыты, реализуются в малой степени. Создавая условия, можно их «разбудить».
К тому же рисунок можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться. Рисование увлекательно, интересно, приносит радость от ощущения гармонии мира, в котором мы родились.
Какие необычные материалы можно включить в детское творчество? Их очень много. Можно порисовать и пухом тополя, зубной щеткой, полой трубкой, гоняя по листу веселую капельку; тампончиком, получая пушистых зверьков; пальцем, ладошкой, даже лучиком солнца!
То, что близко и понятно ребенку, может помочь ему раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, побороть свою нерешительность. И любой новый материал и каждый приобретенный навык — предметы гордости ребенка.
Даже тонирование листа для последующего на нем рисования можно превратить в увлекательную игру с детьми. Предложить смять бумагу, сделав из нее жесткий тампон, и, обмакивая его в краску одного или разных цветов, заполнить весь лист, Очень увлекает детей тонирование листа целлофаном. Наносится на него краску, а затем раскрашенный целлофан накладывают на лист, ладошкой разглаживают и снимают - фон готов и какой необычный!
Мальчикам очень интересно рисование картин на морские темы. Чтобы быстро нарисовать красивые волны, можно предложить детям «волшебную бутылочку». На ровную пластиковую бутылку клеем ПВА приклеиваются по косой линии нитки, дети наносят на нитки краску и катают бутылочку по листу бумаги. Изумительные волны готовы - можно рисовать корабли!
Очень часто после ремонта квартир остаются кусочки разных пенопластовых плиток. Что, если нанести на плитку краску и пропечатать ими весь лист? Детям очень нравится, ведь рисунок плитки разнообразен, в итоге получается интересный фон. Можно протонировать листы цветным мелком, угольком, кусочком поролона. Каждый из нетрадиционных материалов, которые могут быть предложены дошкольникам, имеют свою специфику, изобразительные возможности. Неправильно думать, что достаточно научить ребенка рисовать каким-то материалом, другими он научится сам. При применении различных материалов педагог должен сначала тщательно продумать и предполагаемую технику работы, и ожидаемый, результат, чтобы дети поняли различие между ними и могли в дальнейшем использовать их для создания выразительных, творческих рисунков.
Самое увлекательное в процессе рисования - волшебство. Очень интересен в этом плане прием кляксографии. На глазах детей капаешь на листы бумаги тушью или гуашью кляксы, предлагаешь им подуть в трубочку для коктейля, «погонять» капельку по листочку, поворачивая его. Дети наблюдают, как сливаются цвета.
Клякса прыгает и скачет
По листочку, словно мячик,
Вправо-влево наклонилась,
Снова в лужу превратилась.
Помоги ей стать мышонком,
Неуклюжим медвежонком
Или бабушкой-старушкой,
Или девочкой-резвушкой.
Раз, два, три, ну-ка, клякса, оживи!
Поворачивая и рассматривая то, что получилось, дети проявляют свою фантазию, дорисовывают только мелкие детали. Получаются интересные работы -драконы трехголовые, салют, чудовище, орлы и др.
Этот прием можно повторить с детьми, используя и оргстекло и мыльную пену. Предложить детям наложить на стекло разные краски с внесенной в них мыльной пеной, затем приложить лист бумаги, разгладить ладошкой - рисунок почти готов, только фантазируй, дорисовывай детали. Получаются пейзажи, красивые букеты и др.
Пальчиковая живопись – пожалуй, самая известная изобразительная техника. Чаще всего ее используют в работе с малышами. Это интересно и доступно. Тематика обучения должна соответственно возрасту увеличивается за счет обучения их рисованию несколькими пальцами рабочей руки, щепотью, ребром ладони, всей ладонью.
Поразительна для детей техника рисования парафиновой свечой – фотокопия. Нужно заточить свечку как карандаш. Дети рисуют парафиновым карандашом на бумаге какую-нибудь картинку. Ничего не видно? Теперь в дело пойдет акварель. Нужно закрасить краской весь лист. Желательно использовать побольше разных цветов. Что за чудо! На цветном фоне выступил первоначальный рисунок. Почему? И тут мы открываем ребятишкам маленький секрет.
Очень увлекает детей рисование обыкновенным веником. Краску готовят более жидкую, чем обычно. Краской, рисуют силуэт, например, животного, затем закрашивают веником — получается красивая «пушистость».
Очень любят дети прием печатания. Для выполнения работы используют «печатки» из катушек от ниток, пробок, колпачков от фломастеров. Каждый рисунок, в зависимости оттого, чем ребенок печатает, получался разный. Дети рисуют деревья, снеговиков, дома и т.д.
Приготовив из отработанных фломастеров, специальные «тычки», вставив в них кусочки поролона, можно познакомить детей с приемом «пуантизма» (изображением из множества точек) и к 8 Марта нарисовать подарок мамам - мимозу, закрашивая рисунок тычками.
Такой приём нетрадиционного рисования как набрызг, можно использовать в аппликации из самоклеящейся бумаги. Это очень увлекательное занятие для детей.
Простым карандашом на листе самоклеящейся бумаги нарисуем облака, парашют, фигурку человечка. Аккуратно вырезаем все детали. Снимаем защитную плёнку и наклеиваем детали на лист белой бумаги. Смачиваем зубную щётку водой и набираем немного акварельной краски на кончики щетины. Указательным пальцем проводим по щетине – со щётки брызнут капли краски. Добиваемся, чтобы брызги получались как можно мельче. Теперь приступаем к забрызгиванию листа с наклейками, чтобы создать небесный фон. Как только краска высохнет, нужно снимаем наклейки. К парашюту прикрепляем ниточки или дорисовываем их фломастером. Вот и все!
Чем богаче материалы для работы детям: и нитки, и ватные палочки, и мел, и восковые мелки, и поролон, и гуашь с разными добавками (соль, манная крупа), тем больше свободы для творчества детей.
Просмотр презентации.
Я хочу предложить вам просмотреть презентацию, в которой вы увидите, насколько интересен, разнообразен мир изобразительной деятельности.
А сейчас давайте немного отвлечемся и поиграем.
Игра «Определи технику рисования»
Воспитатель предлагает определить технику рисования на выставке детских рисунков.
Практическая часть.
Я предлагаю вам сегодня на практике освоить нетрадиционные техники рисования и стать непосредственными участниками мастер-класса.
Рассматривание и обсуждение работ.
Раздача родителям буклетов с описанием нетрадиционных техник рисования.
Заключение:
И в заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим детям.
Надеемся, что вы узнали для себя что-то новое. Пожалуйста, оцените наше собрание при помощи магнитов вот на таком цветке (на доске крепится плакат с изображением яркого цветка на длинном стебле). Магниты вы прикрепите там, где считаете нужным. Чем выше ставите магнит – тем значимее для развития творческих способностей вашего ребенка изученные сегодня техники рисования.
Дерзайте, рисуйте, смелее творите,
А самое главное – деток учите!
Всего вам доброго. До новых встреч!